Финно-угорский мир Облака
На главную Карта сайта Написать e-mail ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ПРОГРАММЫ
«ФИННО-УГОРСКИЙ МИР» О проекте Вопросы-ответы Предложения
Разин А.А. Удмурты – потомки создателей древней цивилизации

Профессор Челябинского университета археолог Г. Б. Зданович более 20 лет назад на Урале (в южной части Челябинской области) открыл «страну городов» — центр древней цивилизации (1). Города и деревни этого центра были связаны меж собой не только экономически, но также в политической, социальной и культурной сферах.

Геннадий Борисович определил политический строй и общественный уклад страны городов как безгосударственную цивилизацию. Безгосударственная цивилизация способствовала жителям страны городов достичь высот и в сфере духовности, и в технике, и в строительстве, и в ремесленничестве. Всего найдено 20 городов, но раскопали и подробно исследовали пока только Аркаим (названный по названию близлежащей башкирской деревни).

Коренное население, проживающее на территории страны городов, бережно относится к древнему достоянию, защищает его от вандализма пришлых людей. Оно в памяти сохранило названия сопок, возвышенностей, гор, сохранило легенды и обрывки духовных ценностей.

Аркаим — это хорошо укреплённый город-крепость, город-храм, город-мастерская. Учёных и туристов восхищает тщательная продуманность его плана. (Видимо, он был построен по чертежам.) По форме напоминает круг. Имеются две улицы: наружная и внутренняя. Нет прямого хода в центр крепости — чужак вынужден продвигаться по лабиринту-ловушке. (Если неприятель или дикий зверь проникнут в крепость, будут уязвимы — при движении по лабиринту легко будут уничтожены.)

В центре крепости находится площадь прямоугольной формы (размером 25 м х 27 м,), видимо, предназначенная для совершения ритуалов. Имеется две стены: наружная и внутренняя. Высота наружной стены 3 метра, толщина — вверху 3–3,5 метра, у основания — 3–5 метров. В крепости имелись обсерватория, канализация, холодильник, улицы были мощёные. Были развиты металлургия и ремесленничество (ткачество, гончарное производство, пошив обуви). Гениально и просто разработана система поддувала для плавильной печи — воздух поступал из колодца по специальному отводу. Получалась мощная тяга. В печь перед плавлением засыпали руду, дрова и кости (в качестве флюса).

Жители Аркаима были сильны в математике и астрономии, с точностью до секунды определяли время восхода и захода солнца, длительность суток. Колесом начали пользоваться раньше китайцев. Торговали со многими странами. Среди товаров были боевые колесницы, изделия из металла. Бронзовые украшения караванами доставляли на берега Эгейского моря и на остров Крит/

Поражает возраст Центра древней цивилизации — около 5 тыс. лет. Тогда ещё не было Древнего Рима, Трои и Вавилона, только-только началось строительство египетских пирамид. Подобная крепость Стоунхендж (точно с таким же диаметром и идентичным планом) обнаружена в южной части Англии. Расстояние между ними 4 тыс. км. Находится на той же широте, по возрасту — чуть моложе Аркаима, Можно предположить, что обе крепости построены по одним и тем же чертежам.

Несколько лет тому назад в Аркаиме побывал В,В.Путин, будучи Президентом РФ. Он проникся гордостью к предкам, создавшим древнюю цивилизацию на территории России, и, уезжая, распорядился финансировать создание многопрофильного центра с музеем. Сегодня в Аркаиме осуществляются научные исследования по астрономии, математике, археологии, этнографии, истории и культурологии, проводятся культурно-просветительские и оздоровительные мероприятия, созданы условия для обслуживания многочисленных туристов.

Аркаимцы жили общинами, человек по пятьдесят. «Квартира» общины напоминает форму трапеции. В ней имеются выходы во внутрь крепости и на наружную стену. Все воины крепости по сигналу тревоги моментально могут выйти на крепостную стену для круговой обороны от неприятеля, или всё население быстро может собраться на центральной площади.

Но по неустановленной пока причине жители Аркаима ушли с насиженного места, разделившись на несколько групп. Одна часть переселились на территорию Тибета и унесла туда свою культуру, в том числе, изобретённое колесо и поклонение кругу (мандала), Другая часть мигрировала на территорию Ирана. Вместе с ними переселился Заратуштра (Заратустра, Зороастр), ставший Пророком древних иранцев (персов) и создавший священную книгу-гимн «Авеста» о пути духовного совершенствования общества. Зороастризм стал учением, распространённым во всём мире.

Можно предположить, что Заратуштра был нашим предком. Он, по словам Павла Глобы, родился на территории современного Каракулинского района, где река Белая впадает в Каму, согласно другим источникам, родился на Урале. (Президент Таджикистана несколько лет назад приезжал в Аркаим познакомиться с прародиной и культурой своих предков).

Г. Б. Зданович и его коллеги (К,К.Быструшкин, Е. В. Куприянова, А. К. Кириллов и др.) считают, что Аркаим и страну городов создали ары (арии). Такое заявление сделано, основываясь на многих неопровержимых аргументах и научных фактах. Открытие Аркаима и страны городов на южном Урале произвело настоящую сенсацию. Это целое событие в научном мире. Оно многое меняет в представлении о развитии культуры многих народов и их этногенезе, о влиянии финно-угорских этносов на динамику мирового процесса.

С обнаружением следов древних арийцев стало престижно быть арийцем и неудивительно, что многие этносы теперь претендуют на звание «арийских потомков», в том числе, русские, немцы, башкиры. Имеют на это право удмурты и коми-пермяки.

Притязания удмуртов имеют серьёзные основания. Так, древнегреческий историк Геродот пишет, что люди, живущие в предгорьях горы Рифей (Урал), свою страну называют «Арима», а себя — «аримаспи». Французский историк Альфред Рамбо в своей книге «Живописная история древней и новой России», изданной в России 1884 году, удмуртов идентифицирует с арами (2, 176).

Профессор М. В. Гришкина, опираясь на материалы московских и булгарских летописей, на записи арабских географов и путешественников, на труды русских ученых делает вывод, что предками удмуртов были ары. В этих источниках праудмуртов называют: «арису», «ары», «аряне», говорится о территории «ал-Арсанийа», её князе, живущем в столице Арсани. Купец и миссионер Абу Хамид ал-Гарнати в своих записях эту страну называет «Ару». Его записи совпадают с содержанием булгарских летописей и записями арабских географов. В материалах переписи, проведённой в Х веке Алмыш-ханом, содержится информация, что треть населения Волжской Булгарии составляли ары (180 тыс. человек). В разных источниках (Абу Исхак ал-Фариси ал-Истахри, ибн-Хаукаль, ал-Хаукали, Гардази, Н. П. Рычков, А. М. Курбский, М. Г. Худяков, Д. А. Хвольсон, В. Н. Татищев, Б. А. Рыбаков, А. Л. Монгайт) столицу аров называют «Арса», «Арча», «Арта», «Артаб». В легендах и сказах сохранившейся части удмуртов Кукморского и Балтасинского районов современного Татарстана прославляется город Арча (3, с. 53 — 83). Речь идёт о современном городе Арске, одном из центров княжества древних удмуртов. Часть удмуртов Арского княжества отатарилась. Происхождением оттуда выдающийся народный поэт Татарстана Габдулла Тукай. Писал он на татарском языке, но по происхождению — удмурт из рода Тукай. (Кстати, за всю историю не было ни одного татарина по имени «Тукай», а среди удмуртов — есть. Примечательно, что на территории Республики Татарстан, есть несколько деревень с названием «Тукай», а рядом с Набережными Челнами есть даже Тукаевский район.) Казанские татары сегодня уже признают, что Габдулла Тукай — «общая» национальная гордость удмуртов и татар.

Имеется ещё немало аргументов в пользу допущения, что жители Аркаима были праудмуртами. Вся поверхность глиняной чашки, обнаруженной на раскопках Аркаима, разрисована геометрическими узорами, знаками (которые предстоит расшифровать), а на донышке и краях нарисован удмуртский солярный знак, похожий на свастику (тоже символ Солнца).

Башкиры, живущие в окрестностях Аркаима, в основе своей есть тюркизированные финно-угры, в том числе удмурты (ары). Многие традиционные орнаменты местного населения, представленные в музее Аркаимского центра, не отличаются от удмуртских узоров. Кроме того, необходимо учесть тот немаловажный факт, что татары и чуваши до сих пор удмуртов называют «арами».

В краеведческом музее Аркаима выставлены современные вышивки, ковры и старинная одежда местных жителей Челябинской области. Орнаменты на них выдают родство местных жителей с финно-угорскими народами, в том числе удмуртами. Одним словом, можно не только предположить, но и утверждать, что современные жители окрестностей музея-заповедника Аркаим — это финно-угры, частью обрусевшие, частью тюркизированные.

Аркаим, как центр древней цивилизации, замечателен в основном не богатой материальной культурой, а высокой духовностью, достижением гармонии во всём, бережным отношением к окружающей среде. (Удмурты, кстати, тоже сохранили леса, реки, родники и всю родную природу, дарами которой пользовались разумно, в меру.) Аркаимцы молились Солнцу. Соответственно везде и во всём у них присутствует символ Солнца. Современные удмурты, сохранившие дохристианские верования (особенно проживающие на территории современного Башкортостана), обожествляют Природу и Солнце. Символ Солнца распространён в орнаментах удмуртских деревень (на одежде, на воротах и наличниках).

О наличии древней цивилизации древних финно-угров говорят материалы раскопок, проведённых на берегу Камы в селе Чеганда, расположенном на территории современной Удмуртской Республики. Там обнаружены следы древней цивилизации: следы плавки металла (тигли, огарки), музыкальные инструменты, орудия труда из металла, боевое оружие. Возраст находок — 5 тыс. лет.

Опосредованным методом можно определить и возраст замечательного струнного инструмента крезь (гусли). Словом «крезь» называют этот инструмент и удмурты, и ханты, и манси. Марийцы называют похоже — «кырзь». Если учесть, что дифференциация этих этносов начала происходить 5 тыс. лет тому назад, то можно сделать вывод, что возраст крезя не менее пяти тысяч лет.

Резюмируя, хочется сказать, что финно-угры, в том числе удмурты, способны не только заимствовать иную культуру, но и сами творят её. Я твёрдо уверен, что у них была и своя письменность. Народ, достигший огромных высот в математике, астрономии, архитектуре, строительстве, промыслах, технике, а также торговавший со многими цивилизованными странами, не мог не изобрести письменность. Хочется поддержать тех авторов, которые говорят, что каждый этнос самоценен, что культура каждого народа самодостаточна, что самобытность необходимо беречь как одну из главных ценностей человечества. Особенно достоин сохранения народ, построивший цивилизацию, основанную на гармоничных отношениях с Природой и со всем окружающим миром.

Литература

  1. См.: Аркаим. 1987–1997.: Библиографический указатель. Составители Д. Г. Зданович и др. Челябинск, 1999. — 120 с.; Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В. В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. В 2-х ч. Ч. 1. Челябинск, 1992. — 408 с.; Григорьев С. А. Древние индоевропейцы. Опыт исторической реконструкции. Челябинск, 1999. — 444 с.; Древности Урало-казахстанских степей (красота и духовность мира вещей). Каталог выставки. Челябинск, 1991. — 60 с.; Зданович Г.Б., Зданович Д.Г., Куприянова Е.В., Кириллов А. К. Аркаим и «Страна городов»: Археологические очерки (материалы к экскурсии). Челябинск, 2003. — 52 с.; Зданович Д.Г. и др. Аркаим: некрополь (по материалам кургана 25 Большекараганского могильника). Кн. 1. Челябинск, 2002. — 216 с.; Зданович Д. Г. Синташтинское общество и социальные основы «квазигородской» культуры Южного Зауралья эпохи средней бронзы. Челябинск, 1997. — 93 с.; Зданович Г. Б. Урало-Казахстанские степи в эпоху средней бронзы. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук. Челябинск, 2002. — 56 с.; Мосин В.С., Григорьев С. А. Древняя история Южного Зауралья. Том 1. Каменный век. Эпоха бронзы. Серия «Этногенез уральских народов». Челябинск, 2000. — 532 с.; Мосин В.С., Григорьев С.А., Таиров А.Д., Боталов С.Г., Самигулов Г. Х. История археологии Южного Зауралья: Учебное пособие. Челябинск, 2002. — 349 с.; Новое в археологии Южного Урала: Сб. научн. трудов / Сер. Южный Урал: Природно-географические факторы и историко-культурные процессы. Челябинск, 1996. — 266 с.; Таиров А.Д., Боталов С. Г. Древняя история Южного Зауралья. Том 2. Ранний железный век и средневековье. Серия «Этногенез уральских народов». Челябинск, 2000. — 494 с.; Ancient interactios: east and west in Eurasia. Cambridge, 2002. 344 p.; Prehistoric steppe adaptation and the horse. Cambridge, 2002. 428 p.; Сборники: Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия. (Сер.: «По страницам древней истории Южного Урала»). Челябинск, 1995. — 224 с.; Археологический источник и моделирование древних технологий. Челябинск, 2000. — 188 с.; Вестник Общества открытых исследований древности. Научный альманах. Вып. 1. Челябинск, 2002. — 92 с.; Вестник Общества открытых исследований древности. Научный альманах. Вып. 2. Челябинск, 2002. — 160 с.; Комплексные общества Центральной Евразии в 111–1 тыс. до н.э. Материалы к конференции. Челябинск, 1999. — 361 с.; Материалы по археологии и этнографии Южного Урала. Челябинск, 1996. — 240 с.; Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Материалы конференции. Часть 5, книга 1. Челябинск, 1995. — 187 с.; Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Материалы конференции. Часть 5, книга 2. Челябинск, 1995. — 200 с.; Человек в пространстве древних культур. Материалы Всероссийской научной конференции. Челябинск, 2003. — 158 с.
  2. Славяно-русы Нестора: литовские, финские, турецкие народы в IX веке. // Вестник УдГУ. 1997, №8. (Перепечатка из: Рамбо А. Живописная история древней и новой России. Пер. с фр. М.: Современник, 1994).
  3. См.: Гришкина М.В., Корепанов К. И. Дауръёс пыр: Вашкала-вашкала удмуртъёс сярысь очеркъёс / Њуч кылысь берыктћзы П. Н. Кубашев, П. К. Поздеев. — Ижевск: Удмуртия, 1997. — 192 с. (На удм, яз.)