
Контакты: e-mail: : pchelka@ni.udm.ru
Из истории ансамбля
Появление ансамбля было подготовлено самим временем, ситуацией национальной культуры в целом. В возникновении ансамбля принимали активное участие талантливые исследователи традиционной удмуртской культуры, тогда еще доценты, а ныне профессора Удмуртского государственного университета этнограф В.Е. Владыкин и финно-угровед В.К. Кельмаков. Художественным руководителем стала Р.А. Анкудинова, отдавшая ансамблю весь свой творческий потенциал.
Репертуар ансамбля складывался постепенно. Основным его источником являются ежегодные фольклорные и этнографические экспедиции университета. Кроме того, участники ансамбля, представляя разные локальные группы удмуртов (северную, южную, завятскую), привозят песни своей местности. Помимо полевого материала используются и нотные сборники.
"Чипчирган" один из первых коллективов, который начал показывать на сценической площадке обрядовое действо, стремясь воспроизвести его с этнографической точки зрения наиболее достоверно. По верному замечанию этнохореолога Андрея Прокопьева: "Р.А. Анкудинова, став художественным руководителем ансамбля, решила соединить живую этнографию и сценическое искусство, использовать сценические жанры в качестве инструмента реконструкции ритуального действия".
Большой заслугой Р.А. Анкудиновой является сохранение диалектных особенностей поэтического текста. В музыкальном отношении песня, в зависимости от бытового функционирования, на сцене воплощалась по-разному. Если песня была приурочена к какому-либо обряду, она звучала одноголосно, допуская в некоторых местах расхождения в голосах. Такое исполнение обрядовых песен соответствовало традиционному ансамблевому голосоведению. Песни более поздних слоев (лирические, плясовые) подвергались обработке, т.е. к основной мелодии накладывалось привычное для европейской музыки голосоведение. Однако песня не утрачивала своей самобытности, т.к. Р.А. Анкудинова, соблюдая традиционное ансамблевое исполнение, применяла партию векчи куара – тонкий, верхний голос.
Значительным шагом в жизни ансамбля стал переход от стилизованного костюма к традиционному, так как костюм представляет собой один из важных элементов традиционной культуры.
"Чипчирган" как парус вуза: О Розите Андриановне Анкудиновой, организаторе и первом художественном руководителе коллективаАнсамбль сегодня
Сегодняшний "Чипчирган" продолжает свои традиции. Это касается и сохранения традиционного костюма, и экспедиционного сбора материала. Но, как известно, развитие невозможно без внесения каких-либо изменений. Значительно пополнился репертуар ансамбля. Разучивая ту или иную песню, мы, прежде всего, обращаемся к контексту ее функционирования, прослушиваем на аудиокассете в исполнении носителей традиции. В основном участниками коллектива являются студенты филологического факультета, не имеющие музыкального образования, поэтому на первое место здесь выходят их эмпирические ощущения.
В ансамбле, благодаря деятельности хореографа, доцента кафедры психологии развития УдГУ Студитских В.В., активно разучиваются и традиционные удмуртские танцы. Здесь мы придерживаемся школы этнохореолога Прокопьева А.Н. (руководитель студии традиционного танца "Эктон корка").
Поставленная задача создания при ансамбле группы удмуртских музыкальных инструментов начала реализовываться лишь в последние годы. Благодаря экспедиционным материалам, в ансамбле возрожден один из древних инструментов удмуртов – узьыгумы (тростниковая флейта), а также сяла чипсон или сяла пеллян (рябчиковый свисток). Сотрудничество с одним из талантливых мастеров-изготовителей музыкальных инструментов способствовало появлению барабана. Этот состав дополняют гармонь – арган, скрипка – кубыз и традиционный струнный инструмент удмуртов – крезь. Здесь нам большую помощь оказывают студенты Института искусств и дизайна (ансамбль народной музыки и ансамбль "Быдзым крезь".)
В ансамбле развивается два направления. Одно из них связано с аутентичным исполнительством, второе – с современным фолк-направлением, которое состоит в возможности синтеза прошлого и настоящего, в соединении традиционных напевов и наигрышей с современным, но в то же время бережным, не разрушающим традицию ощущением ритма и гармонии. Это своего рода прочтение наследия прошлого сквозь призму современного мышления, ведь фольклор имеет свойство двигаться дальше!
И.В. Пчеловодова: "Фольклор есть, он живет и движется…"Дипломы ансамбля "Чипичирган"
Ансамбль является участником многих фольклорных фестивалей разного уровня (межрегиональные, всероссийские, международные), университетских мероприятий, концертов различных масштабов, научно-практических конференций, проходящих как в нашей стране, так и за рубежом.
1978 | поездка в Турцию | |
1979 | юбилей этнографического Тартуского университета | |
1984 | поездка в Венгрию | |
1985 | участие в культурной программе XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве | |
1989 | участие в Международном фестивале народной музыки "Балтика-89", г. Таллин | |
1990 | участие в Международном фольклорном фестивале финно-угорских народов, г. Хельсинки | |
1993 | участие в Первом международном фестивале студенческой молодежи финно-угорских народов, г. Йошкар-Ола | |
1995 | участие в Международном фольклорном фестивале, Италия | |
1998 | участие в Международном этнофутуристическом фестивале "Эрумаа" | |
2000 | участие в Международном этнофутуристическом фестивале "Мушому" | |
2004 | участие в фестивале "Новая песня Древней земли", г. Ижевск | |
2006 | участие в I Международном этнофутуристическом фестивале "Камва", г. Пермь | |
2007 | участие в I Межрегиональном фестивале студенческой творческой молодежи "Шумбрат, Финно-Угрия!", г. Саранск | |
2007 | участие в финно-угорском фестивале, г. Нижний Новгород | |
2008 | участие во II финно-угорском молодежном фольклорном фестивале Северо-Западного региона, г. Кингисепп Ленинградской области |
Фотоальбом ансамбля"Чипчирган"