Девушка Облака Энциклопедия УР
Финно-угорский НОЦ
Семинар Фонда Культуры народов Сибири (Фюрстенберг, Германия)

5 - 7 января 2012 года в городке Фюрстенберг, что находится в часе езды от Берлина, столицы объединенной Германии, прошел семинар-встреча «Языки коренных малочисленных народов Сибири и методы их преподавания». Эта серия семинаров под общим названием «Экология Сибири и культуры» была организована «Фондом Культуры народов Сибири», которым уже много лет руководит д-р Эрик Кастен, известный немецкий ученый-этнограф, всю свою жизнь посвятивший изучению одной из древнейших традиций этого огромного и самобытного российского региона - шаманизма.

Семинар в ГерманииЭрик Кастен, Оливия Краэф, Штефан Дудек, Тьеерд де Грааф, Виктор Денисов и Михаэль Дюрр

Семинар проходил в центре Фонда, расположенном на втором этаже частного коттеджа семьи Кастенов. Этот дом принадлежал ранее командованию Группы Советских войск на территории ГДР и после объединения Германии был приобретен Эриком Кастеном и его братом Ульрихом, школьным преподавателем. Второй этаж коттеджа полностью отдан под нужды Фонда. Там расположена библиотека Фонда и небольшая, но оригинальная экспозиция предметов быта и культуры коренных народов Сибири и Дальнего Востока, а также гостевые комнаты.
Постоянными участниками семинара являются ведущие ученые из Европы и Азии, специалисты по истории и этнографии, по языку и культуре коренных малочисленных народов Евразийского пространства. Организаторы Семинара Эрик Кастен (Erik Kasten), основатель и руководитель Фонда культуры народов Сибири и Тьеерд де Грааф (Tjeerd de Graaf), научный сотрудник Фризской Академии и Европейского исследовательского центра Меркатор, Нидерланды.

Участниками данного семинара были:

Штефан Дудек (Stephan Dudeck) - этнолог, Институт Социальной
Антропологии Макса Планка в Галле, Германия, временно работающий по приглашению в Финляндии, в Арктическом центре Лапландского университета в г.Рованиеми.

Оливия Краэф (Olivia Kraef) - Институт Китаеведения (Синологии) Свободного Университета Берлина, специалист по языковым меньшинствам, уже много лет работающая непосредственно в КНР;

Михаэль Дюрр (Michael Dürr) - культурный антрополог и лингвист, Институт Латинской Америки Свободного Университета Берлина и руководитель отдела Национальной Библиотеки Германии.

Виктор Денисов - сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, автор этих строк.

В силу определенных причин не смогла участвовать в работе семинара Роза Лаптандер, специалист по ненецкому языку из Ямало-Ненецкого автономного округа.

Специфика проведения подобных встреч заключается в том, что каждые три-четыре месяца Фонд приглашает нескольких авторов, статьи которых предполагается опубликовать в ближайшем номере «Ежегодника публикаций Фонда культуры народов Сибири», для участия в работе семинара. Каждый из участников дает детальный критический анализ определенной статьи будущего сборника и заранее отсылает его автору. Затем на семинаре этот анализ продолжается уже в очном варианте. И только после тщательного обсуждения замечаний и принятия поправок статья может быть рекомендована к печати. Подобный обмен мнений весьма интересный и достаточно уникальный, поэтому будет интересно, как и в какой форме эти материалы будут доведены до публикации.

Именно такой семинар был организован Фондом Культуры народов Сибири в Фюрстенберге. Информация о семинаре появилась также на сайте:
http://www.siberian-studies.org/publications/reimer_E.html

Участниками предыдущего семинара в октябре прошлого года были также:

Сесилия Оде (Cecilia Odé) - Институт теоретической лингвистики и фонетики, Амстердамский университет, Нидерланды.

Александра Лаврилье (Alexandra Lavrillier) - социальный антрополог, Европейский Арктический центр Версальского Университета, Франция и Институт Эволюционной Антропологии общества Макса Планка, Лейпциг.

Хидетоши Шираиши (Hidetoshi Shiraishi) - Хоккайдский университет, г. Саппоро, Япония.

Михаэль Рисслер (Michael Rießler) - Фрайбургский университет им. Альбрехта Людвига, Германия.

Тереза Валиенте Каттер (Teresa Valiente Catter) - Институт Латинской Америки Свободного университета Берлина, Германия.

Тема январского семинара была посвящена анализу ситуации, связанной с моделями альтернативных школ для оленеводов в Сибири, а также вопросу сохранения языков национальных меньшинств в Нидерландах, России и Китае. Наибольший интерес участников семинара вызвала тема так называемых «кочевых школ» в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Этому вопросу была посвящена статья этнолога из Германии Штефанека Дудека, который с 1990-х годов занимается проблемой организации и функционирования кочевых школ в Сибири.

Основная идея кочевой школы заключается в сохранении традиционной культуры, языка коренного народа и их традиционного образа жизни. Попытка организации подобных школ была предпринята некоторыми представителями интеллигенции из числа коренных народов, в частности, ненецким поэтом и оленеводом Юрием Кулевичем Айседой (его литературный псевдоним - Юрий Велла). Главная задача такой школы - обучение детей без отрыва от семьи, привычного окружения и питания, а также на примерах традиционного ведения хозяйства старшим поколением. Такую школу он основал в 1996 году в родном кочевом стойбище на реке Тютяха в Нижневартовском районе ХМАО. Это территория проживания лесных ненцев и хантов, традиционно занимающихся оленеводством и ведущих кочевой образ жизни. Школу обслуживал один учитель, который следовал за школой при миграции стойбища вместе со стадами оленей на новое место.

Подобная система организации школы позволяет родителям-оленеводам заниматься своим традиционным хозяйством и не переселяться ради обучения детей в крупный населенный пункт, в котором функционирует стационарная школа, но где оказываются совершенно иные условия обитания. Так называемая «кочевая школа» позволяет детям избегать отправки в школу-интернат, где они неизбежно сталкиваются с другими условиями быта, непривычным для них питанием, иной языковой средой и т.д. Немаловажным является также психологический фактор, который негативно влияет на детей при отрыве их от родителей и привычной для них среды обитания.
Что касается успеваемости учащихся, то оказалось, что она в среднем выше, чем в других стационарных школах и школах-интернатах, в которых обучались дети коренных народов.

Проблемы начинали возникать при подборе преподавателей, которых было нелегко найти для такой кочевой школы. Как правило, удавалось пригласить учителя, но не более чем на один-два года. Затем снова приходилось его искать. Часто возникали проблемы с согласованием школьных программ, со снабжением учебными пособиями и т.д. Не было также должной поддержки со стороны районных Департаментов образования, которые, как правило, стремятся к укрупнению и так называемой «оптимизации» сельских школ. В конечном итоге, кочевая школа Юрия Веллы начала испытывать определенные организационные трудности и оказалась под угрозой закрытия. Виктор Денисов, Штефан Дудек и Эрик КастенВиктор Денисов, Штефан Дудек и Эрик Кастен

Поэтому ряд ведущих специалистов из Европейских университетов и научно-исследовательских центров — антропологов, этнографов, лингвистов, социологов - обратилась недавно в соответствующие структуры администрации ХМАО с призывом о поддержке идеи Юрия Веллы и возможности распространения опыта его кочевой школы в другие районы автономного округа.(С текстом письма группы специалистов из Европы в администрацию ХМАО можно будет ознакомиться после публикации статьи Ш. Дудека в трудах Фонда.). Реакция чиновников администрации пока неизвестна.

На семинаре обсуждались также статьи-доклады, посвященные сохранению языков национальных меньшинств в Нидерландах, Китае и Российской Федерации. В частности, вниманию участников семинара была представлена совместная статья сотрудника Фризской академии (Нидерланды) Тьерда де Граафа и автора этих строк «The use of sound archives for the investigation, teaching and safeguarding of some endangered Uralic languages» («Использование звуковых архивов в исследовании, обучении и сохранении некоторых уральских языков, находящихся в опасной ситуации»). В ней освещались вопросы преподавания удмуртского языка в Удмуртии и использование исторических звуковых материалов из Фонограммархивов Вены, Берлина и Санкт-Петербурга при разработке мультимедийных обучающих программ. При подготовке статьи весьма ценными оказались опубликованные материалы в «Вестнике образования и науки Удмуртской Республики», посвященные 15-летнему юбилею НИИ национального образования Удмуртской Республики.

Денисов Виктор Николаевич,
кандидат филологических наук, доцент, Учреждение Российской академии наук
Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН,
координатор международного проекта по сохранению звуковых архивов
С.-Петербург–Ижевск
Е-mail: vicnicden@gmail.com


Краткая информация о Фонде:

Фонд культуры народов Сибири основан в 2010 году. Создание Фонда является результатом многолетней работы в области изучения народов циркумполярного мира и мероприятий по сохранению их культуры. В последние годы Сибирь и Дальний Восток Российской Федерации стали объектом исследования участников этого Фонда.

Цель Фонда – сохранение языков коренных малочисленных народов Сибири и их экологических знаний, а также дальнейшее развитие художественных и ремесленных традиций этих народов.

Фонд также занимается разработкой учебных пособий для коренного населения, способствует сохранению культурного многообразия, а так же локального и этнического самосознания. Пособия разрабатываются совместно с носителями языка и с использованием современных аудиовизуальных технологий и учетом особенностей национальной культуры.

Организация выставок, гастролей, научно-практических семинаров и симпозиумов в Германии и России служат взаимопониманию, научному и художественному диалогу представителей разных культур.

Цифровая библиотека и коллекции должны облегчить доступ к результатам научных исследований всем желающим и в особенности коренному населению. В распоряжение библиотеки будет предоставлен созданный в 2004 году Интернет-портал www.siberian-studies.org.