Проект "Нуны сюан"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Организация взаимопомощи и взаимной поддержки молодой семьи методами традиционной культуры"
Востребованность проекта: Смена социально-экономической парадигмы привела к серьёзным изменениям положения населения в социальной сфере: обнищанию, безработице, неуверенности в завтрашнем дне и, как следствие, падению рождаемости. Отсутствие достаточных государственных средств для решения этих проблем обуславливает поиск сохранившихся в традиционной культуре форм взаимопомощи и взаимоподдержки, их реконструкцию, обновление и использование в новых социально-экономических условиях.
Основные гипотетические утверждения: 1). Использование соответствующих фольклорных образцов поведения и участие в них представителей этноса приводит к возрождению процесса взаимопомощи и взаимной поддержки. 2). Использование обрядовых песен и танцев усиливает эффект воздействия и последующее желание соучастников воспроизвести демонстрируемое действо.
Цель проекта: инициировать в соответствующей этнической среде формы социальной и психологической поддержки молодой семьи с помощью рациональных и иррациональных методов воздействия.
Форма осуществления: исполнение аутентичных фольклорных образцов поведения, восходящих к локальным традициям обряда удмуртов.
Ожидаемые результаты: возрождение традиций, обрядов определенного этноса формируют позитивное отношение к семье, браку, рождению детей, снятию страхов, связанных с неопределённостью будущего.
Субъект воздействия: фольклорно-этнографическая студия традиционного танца "Эктон корка".
Объект воздействия: представители соответствующей этнической среды, проживающих на территории республики и за её пределами.
Авторы проекта: Ишмуратов А.В., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой социальной работы УдГУ, заслуженный работник культуры УР Прокопьев А. Н., старший преподаватель кафедры этнологии и регионоведения УдГУ (главный научный консультант и художественный исполнитель проекта).
НУНЫ СЮАН

Описание диска "Нуны сюан" в каталоге
Традиционный обряд родин, именуемый в южноудмуртских локальных традициях "Нуны сюан", представляет собой начало обрядового цикла, обслуживающего систему институтов социализации в удмуртском обществе. В фольклорно-обрядовой системе удмуртов обряд (удм. "сюан": букв, "свадьба") в честь рождения ребёнка (удм. "нуны") — явление, заслуживающее особого внимания. "Нуны сюан" — один из немногих обрядов, возвышенный в своём социальном и символическом статусе до уровня центрального события жизненного цикла, сравнимого по степени значимости с собственно свадьбой (удм.: "сюан") и ритуалом похоронно-поминального цикла, получившего название «мыдлань сюан» (букв.: "свадьба наоборот").
"Нуны сюан" — общественное признание новорожденного, облечённое в обрядовую форму, включение его в систему семейно-родственных отношений, обретение появившимся на свет человеком социального имени. Обряд является также действенной формой социальной и психологической поддержки семьи новорожденного. При этом в арсенале средств как рациональные способы (характерные для удмуртского общества традиции взаимовыручки и взаимопомощи), так и магические -иррациональные — методы, имеющие, с одной стороны, обереговую функцию и, с другой, стимулирующие репродуктивную сферу человека. Поистине шедеврами фольклорного искусства являются обслуживающие обряд традиционные песни и танцы, исполнение которых многократно усиливает эмоционально-психологический и магическо-символический эффект воздействия обряда.
Будучи репродуцирован и подвергнут незначительной художественной интерпретации в редакции Студии "Эктон корка", "Нуны сюан" представляет собой обрядовую картину — действо, состоящее из нескольких сцен-эпизодов. Сценический жанр действа можно определить как социодрама (в стилистике фольклорного театра), основанная на формах обрядового игрового фольклора.
В роли участников обрядовой картины артисты фольклорно-этнографической студии традиционного танца "Эктон корка" (художественный руководитель студии Прокопьев А.Н.).

Эпизоды обрядового действия "Нуны сюан" в фотогалерее
Эпизод 1 | Рождение кукол | Девушки изготавливают тряпичные куклы-закрутки. Куклы "рождаются", "Знакомятся", устраивают "сватовство", играют "свадьбу" |
Эпизод 2 | Кукольная свадьба | Кукольные "жених" и "невеста" укладываются на "брачное ложе". Кукольная свадьба перекликается с настоящей |
Эпизод 3 | Угощение пельменями | Сопровождается репликами и попевками эротического содержания. Символизирует соединение мужчины и женщины, зачатие ребёнка |
Эпизод 4 | Рождение человека | Рождение ребенка (мальчика) в форме традиционной игры в «подбрасывание куклы» |
Эпизод 5 | Угощение табанями | Появляется кукольный двойник мальчика. Лепешки из кислого теста (табань) с отверстием посередине символизируют как утрату невестой девственности, так и природу зачатия ребёнка |
Эпизод 6 | Танцующие соломенные куклы | «Танец» соломенных кукол — магический приём, «восстанавливающий» способность женщины к деторождению, «утраченную» с рождением ребёнка |
Эпизод 7 | Танец родин | Женский обрядовый «танец плодородия», танец-оберег призван уберечь новорожденного, его мать от сглаза, порти и козней злых духов |
Эпизод 8 | Танец отца ребенка | Исполнение обрядового тайна связано с необходимостью восстановить способность мужского организма к рождению детей |
Эпизод 9 | Танец ввосьмером | Совместное исполнение танца пробуждает в танцующих родственниках чувство единения и солидарности |
Эпизод 10 | Угощение роженицы | Традиционная форма женских помочей. Потчевание роженицы родильными гостинцами наделялось способностью восстановить её физические силы |
Эпизод 11 | Напев родин. Крестины | Гостевой напев — гимн ребенку, родителям, дому — звучит на протяжении сцены назначения крестных родителей ребёнка (у удмуртов, как правило, 5, 7 человек) и вручения подарков молодой семье (одежда, продукты питания, деньги) |