Финно-угорский мир Облака
На главную Карта сайта Написать e-mail ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ПРОГРАММЫ
«ФИННО-УГОРСКИЙ МИР» О проекте Вопросы-ответы Предложения
Ежегодник финно-угорских исследований
Финно-угорский мир
Электронные информационные ресурсы
Образовательные программы и ресурсы
Финно-угорский научно-образовательный центр гуманитарных технологий УдГУ
Лаборатория социальных и этнокультурных практик
Лаборатория лингвистического картографирования
Мастерская "Крезь"
Лаборатория по изучению мифопоэтических традиций в литературе и культуре
Образовательные ресурсы Центра
Венок удмуртской поэзии
Галерея художников Удмуртии
Финно-угорский эпос и мифология
Музыкальная культура Удмуртии
Ученые финно-угроведы
Современные вопросы финно-угорского языкознания
Материалы семинаров и конференций
Интервью со Студитских В.В.
Интервью с Морозовым В.И.
Интервью с Шушаковой Г.Н.
Современные женщины - поэты Удмуртии
Межкультурные программы
Фотоальбомы
Удмуртский институт истории, языка и литературы
Энциклопедии УР
Интервью с Морозовым В.И.

Интервью с Морозовым В.И.


ИНТЕРВЬЮ С УЧАСТНИКАМИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ФИННО-УГОРСКИЕ ЭТНОСЫ: ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»


В рамках подготовки к Международной научно-практической конференции «Финно-угорские этносы: технологии развития в условиях глобализации», которая состоится 26–27 ноября 2009 года в г.Ижевске, директор Финно-угорского научно-образовательного центра гуманитарных технологий А. В. Ишмуратов, проводит серию интервью с финно-угорскими учеными, представившими материалы на конференцию.


Интервью с Морозовым Валерием Ивановичем, к.м.н, доцентом кафедры социальной работы ГОУ ВПО «УдГУ».

Морозов В.И.Вы предложили к обсуждению на конференции доклад «Проблемы наркомании и ее профилактики в среде молодежи Удмуртской Республики». Чем обусловлен выбор этой темы?

Кафедра социальной работы УдГУ при участии студентов провела анкетирование молодежи г.Ижевска в возрасте от 14 до 23 лет. По результатам анкетирования количество юношей и девушек, никогда не употреблявших наркотики, составило 68,3 %. Принимавших какой-либо наркотик 1–2 раза в жизни — 20,0 %. Тех, кто потребляет наркотик до 1 раза в две недели («группа риска»), насчитывается 9,2 %. Наркозависимых, требующих лечения в обязательном порядке (т.е. тех, кто принимает наркотики еженедельно и чаще) — 2,5 %.

Из числа всех потреблявших наркотики, доля юношей составляет 71,1 % , доля девушек — 28,9 %. Юношей, пробовавших когда-либо наркотические вещества, на 42,2 % больше, чем девушек. Ни разу не пробовали наркотики 79,6 % девушек, а среди юношей таковых оказалось 59,1 %. В группе риска и наркозависимых, в нашем случае, определились только юноши, а девушек в данной группе не оказалось.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в нашей республике вопрос употребления наркотиков, особенно среди молодежи (!), стоит очень остро и данная проблема актуальна в сфере технологий здоровьесбережения удмуртского этноса.

Если необходимо принятие комплексных мер против употребления наркотиков, то как обстоит дело с курением и употреблением алкоголя? Можно ли это считать меньшим из зол?

В процессе исследования выяснилось, что молодые люди, уже пристрастившиеся к алкоголю и табакокурению, становятся наркозависимыми гораздо чаще. Так, среди потребляющих наркотики, курят — 94,7 % , а употребляющих алкоголь, среди них оказалось — 44,7 %. Среди тех, кто не потребляет наркотики, таковых оказалось значительно меньше. Курящих среди них — 42,7 %, а потребляющих алкоголь ежедневно или через день — 15,8 %. Таким образом, типичная модель первого потребления наркотиков выстраивается как приобщение к третьему виду наркотика (после пробы табака и алкоголя), инициированная непосредственным кругом общения человека.

В каких местах в основном молодые люди впервые пробуют наркотики?

Анализ мест, в которых молодежь впервые приобщается к употреблению наркотика, показал следующее. Среди тех, кто хотя бы раз пробовал наркотик, сделали это на «тусовках» — 31,6 %; 21,1 % — на дискотеках; 15,8 % — в школах или других местах учебы; 10,5 % — в местах отдыха; 15,8 % — во дворе или на улице; 5,3 % — на даче или в квартире.

При этом школа, как место первой пробы наркотиков, играет значительную роль, начиная с 13-летнего возраста.
В процессе исследования выяснилось, кто явился инициатором приобщения молодых людей к употреблению наркотиков. Оказалось, что большинству молодых людей (68,4 %) впервые предложили наркотики их друзья, с которыми они встречаются во время совместного отдыха; 13,2 % — коллеги по работе или учебе; 7,9 % приняли предложение от знакомых взрослых; 5,3 % — от незнакомых сверстников; 2,6 % — от членов семьи. Самостоятельно приобрели наркотик — 2,6 %.

Какие же причины побуждают подростков принимать наркотики?

Основные причины: влияние друзей — 44,8 %, стремление найти новые ощущения (чувство удовольствия) — 34,2 %, конфликты в семье — 28,9 % . Среди ответов были и такие: уверенность, что выбранные наркотики не вредны, а прекратить потреблять их очень легко — 10,5 %; любопытство — 23,7 %; желание «быть, как все» — 15,8 %. В основном, решение о пробе наркотиков принималось под влиянием других людей.

Выработаны ли по итогам проведенного исследования предложения по антинаркотическим мероприятиям?

Молодые люди, в чьей жизни наркотики действительно занимали или занимают заметное место, составляют лишь половину от общей численности тех, кто хотя бы однажды имел опыт их применения.

Критическим, представляющим наибольший риск для наркотических соблазнов, является момент перехода от подросткового к юношескому возрасту — до 20 лет. В эту категорию входит почти девяносто процентов лиц, хотя бы однажды употреблявших наркотики. В целом, если до 20 лет человек устоял перед соблазном знакомства с миром наркотиков, то вероятность его знакомства с этим миром, снижается практически в десятки раз. Еще меньше в этом случае имеется риск вовлечения человека в периодическое или регулярное потребление наркотиков.

Это обстоятельство требует концентрации основных антинаркотических мероприятий в относительно узком возрастном интервале. Предотвратив вовлечение в соблазны наркотизма наименее устойчивой части юношества, можно обеспечить не только блокировку дальнейшего роста, но и перспективу понижения общего уровня наркотизма. Необходимо перенести основной центр тяжести антинаркотической работы на структуры, обеспечивающие социализацию подрастающего поколения, т.е. ответственные за формирование его ценностей и норм. Речь, в первую очередь, идет об органах образования.

Известно, что юношеский нигилизм является в этом переходном возрасте одним из наиболее действенных механизмов личностного самоутверждения. Поэтому прямое запрещение и преследование может невольно стимулировать интерес к наркотикам, что будет, в частности, демонстрировать у подростков личностную независимость от взрослых. В то же время, внешне нейтральное («ненавязчивое») внедрение в эту среду конкурентных (совсем не обязательно непосредственно антинаркотических) ценностей, осуществляемое, в числе прочего, и через молодежных лидеров, способно на этом этапе социализации личности защитить человека от наркотических соблазнов гораздо эффективней, чем все запреты и преследования.

Важнейшим механизмом выработки у молодого человека антинаркотической установки является не столько специальное внушение ему негативных представлений о наркотиках, сколько формирование у него позитивной установки на реализацию долговременной жизненной программы, важнейшим элементом которой является наличие определенной профессиональной ориентации.