Финно-угорский мир Облака
На главную Карта сайта Написать e-mail ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ПРОГРАММЫ
«ФИННО-УГОРСКИЙ МИР» О проекте Вопросы-ответы Предложения
Ежегодник финно-угорских исследований
Финно-угорский мир
Электронные информационные ресурсы
Образовательные программы и ресурсы
Финно-угорский научно-образовательный центр гуманитарных технологий УдГУ
Лаборатория социальных и этнокультурных практик
Лаборатория лингвистического картографирования
Мастерская "Крезь"
Лаборатория по изучению мифопоэтических традиций в литературе и культуре
Образовательные ресурсы Центра
Венок удмуртской поэзии
Галерея художников Удмуртии
Финно-угорский эпос и мифология
Музыкальная культура Удмуртии
Г. Корепанов
Сочинения Г.А. Корепанова
Оперные либретто
Статьи и материалы (Г.Корепанов)
Фотографии (Г. Корепанов)
Нотные издания (Г. Корепанов)
А. Корепанов
Голубкова А.Н.
Седельникова В.Г.
Ученые финно-угроведы
Современные вопросы финно-угорского языкознания
Материалы семинаров и конференций
Современные женщины - поэты Удмуртии
Межкультурные программы
Фотоальбомы
Удмуртский институт истории, языка и литературы
Энциклопедии УР
Г. Корепанов

Г.А. Корепанов
Герман Афанасьевич Корепанов.
Родился 30 июля 1924 г. в селе Селты Удм. АССР,
умер 13 апреля 1985 в г. Ижевске.
Композитор, Заслуженный деятель искусств УАССР (1957) и РСФСР (1958). Лауреат Государственной премии УАССР (1967).
Орден Ленина (1971), орден Отечественной войны II степени, орден «Знак Почета», медаль «За Победу над Японией» и др.
Член Союза композиторов СССР с 1961 г.


В 1947-49 г. учился в Ижевском музыкальном училище (отделение хорового дирижирования), в 1950 г.- в Казанской консерватории (класс композиции Г. И. Литинского).

Г. А. Корепанов - великий удмуртский композитор, классик национальной музыкальной культуры.

Огромная художественная одаренность Германа Афанасьевича проявилась уже в детские годы. Музыкой он занимался в Доме художественного воспитания детей, одновременно увлеченно сочинял стихи, рассказы, повести. В годы войны младший лейтенант Корепанов служил на Дальнем Востоке. Именно тогда появляются первые композиторские опыты - марши и вальсы для духовых оркестров.

По окончании войны Г. А. Корепанов выбирает путь композитора. К этому времени относятся его первые песни («Мон тодам ваисько» («Вспоминаю тебя»), «Зарни нянь» («Золотой хлеб»), «Паймод, эке» («Удивишься, брат») заложившие фундамент этого жанра в удмуртской профессиональной музыке и ставшие ее классическими образцами. Впоследствии композитор написал еще немало прекрасных песен, не прекращая работу в этом жанре до конца жизни.

Музыка композитора отличается редкой мелодической красотой, ее основополагающая черта - глубокий проникновенный лиризм. Музыкальный язык Г. Корепанова органично впитал особенности удмуртского фольклора. Неслучайно многие мелодии, созданные им, воспринимаются как народные.

Герман Афанасьевич всегда отличался глубоко принципиальным подходом к вопросам развития удмуртской культуры. Будущее музыки Удмуртии он видел в синтезе неповторимости национального колорита с творческим осмыслением достижений русской и мировой классики, в освоении всего богатства музыкальных жанров.

Эти принципы легли в основу его крупнейших работ - первой удмуртской оперы «Наталь» (1961) и Первой симфонии (1964) - вершинных достижений удмуртской профессиональной музыки, создание которых стало настоящим творческим подвигом. «Наталь» с одной стороны вырастает из синтеза двух линий русской оперной классики, связанных как с народными драмами и историческими полотнами М.Мусоргского и А.Бородина, так и с лирико-психологическими операми П.Чайковского, с другой, музыкальный язык оперы вобрал в себя самую суть удмуртской народной песенности. Причем, обильное использование подлинных мелодий и их оборотов не приводит к ощущению цитатности - они в полном смысле слова становятся авторскими, получают гибкое развитие, а оригинальный композиторский материал настолько впитал органику народного музыкального мышления, что воспринимается как естественное продолжение фольклорных напевов.

Для Первой симфонии типичны последовательно проведенные через все три части принцип лейтмотивизма и драматическая симфонизация фольклорных элементов, достигающая, особенно в первой части подлинно трагедийного накала.

Г. А. Корепанову принадлежат первые в удмуртской музыке образцы инструментальных миниатюр, он автор первой удмуртской фортепианной сонаты, родоначальник удмуртского романса; много внимания композитор уделял музыке для детей. Весом его вклад в хоровую музыку. Лучшие произведения созданные в этом традиционном для удмуртской музыки жанре отличаются развернутостью формы, богатством фактуры, внесением черт симфонического развития («Осенняя песня», «Слава тебе, солдат!»).

Деятельная натура Германа Афанасьевича не замыкалась только на композиторском творчестве. В разные годы был артистом и дирижёром хора Удмуртского радио. Г. А. Корепанов был председателем хорового общества Удмуртии, членом правления Союза композиторов России, членом комиссии по присуждению Государственных премий РСФСР. Много внимания Г. Корепанов уделял работе с самодеятельными композиторами. Ему принадлежат многочисленные статьи и рецензии, отличающиеся глубиной мысли и литературными достоинствами.

Чуткость, деликатность, внимание к окружающим были характерными чертами облика замечательного композитора. Это отмечают все знавшие его.

Творчество Г. А. Корепанова - одно из ярких явлений всей финно-угорской профессиональной музыкальной культуры. Его непреходящая художественная ценность проверена временем.

В основу Государственного гимна Удмуртской Республики положена мелодия песни Германа Афанасьевича Корепанова «Родной Кам шурмы» («Родная Кама-река») в обработке и инструментовке А. Г. Корепанова - сына композитора.

Сочинения Г.А. Корепанова

Оперные либретто

Статьи и материалы

Фотографии

Нотные издания

Аудио записи