Финно-угорский мир Облака
На главную Карта сайта Написать e-mail ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ПРОГРАММЫ
«ФИННО-УГОРСКИЙ МИР» О проекте Вопросы-ответы Предложения
Ежегодник финно-угорских исследований
Финно-угорский мир
Электронные информационные ресурсы
Образовательный сайт «Электронный мир удмуртского языка»
Образовательные программы и ресурсы
Финно-угорский научно-образовательный центр гуманитарных технологий УдГУ
Лаборатория социальных и этнокультурных практик
Лаборатория лингвистического картографирования
Мастерская "Крезь"
Лаборатория по изучению мифопоэтических традиций в литературе и культуре
Образовательные ресурсы Центра
Венок удмуртской поэзии
Галерея художников Удмуртии
Финно-угорский эпос и мифология
Музыкальная культура Удмуртии
Г. Корепанов
А. Корепанов
Голубкова А.Н.
Седельникова В.Г.
Ученые финно-угроведы
Современные вопросы финно-угорского языкознания
Материалы семинаров и конференций
Современные женщины - поэты Удмуртии
Фотоальбомы
Удмуртский институт истории, языка и литературы
Энциклопедии УР
Голубкова А.Н.

Среди музыковедов старшего поколения видное место принадлежит Ариадне Николаевне Голубковой. Это ученый значительной эрудиции, лектор, педагог, общественный деятель. Наряду с Германом Корепановым, Геннадием Корепановым-Камским, Григорием Титовым и другими музыкальными деятелями Удмуртии, она явилась активным участником живого процесса формирования и развития музыкальной культуры Удмуртии. А. Н. Голубкова кандидат искусствоведения (музыковед-историк), заслуженный деятель науки Удмуртии (1981г.), член Союза композиторов России (1978 г.) автор 10 монографий и более 130 статей по вопросам истории музыкальной культуры УР.

Голубкова А.Н.

Ариадна Николаевна Голубкова родилась 16 сентября 1928 года в Ижевске в семье потомственных оружейников. С отличием окончила семь классов школы №30 и с отличием музыкальную школу Ижевска. Во время Отечественной войны работала сборщицей на военном заводе и продолжала учебу в школе № 27.

В 1950 году с отличием закончила Московское городское музыкальное училище по специальности фортепиано и хоровое дирижирование. В 1955 году закончила теоретико-композиторский факультет Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского по специальности «история музыки», с присвоением квалификации музыковеда-историка по классу доктора искусствоведения В. А. Васиной-Гроссман (школа Б. В. Асафьева). Эти годы запомнились не только блестящими лекциями, но и творческими встречами в консерватории с А. И. Хачатуряном, А. Б. Гольденвейзером, Ю. А. Шапориным. А творческое общение с А. В. Рудневой, В. А. Васиной-Гроссман, Д. Б. Кабалевским, В. М. Беляевым продолжилось и далее.

Вернувшись в родной Ижевск, А. Н. Голубкова преподавала в Ижевском музыкальном училище. Среди ее учеников известные композиторы Ю. Л. Толкач, А. Г. Корепанов. В 1963–91 годах А. Н. Голубкова работала в Удмуртском институте истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук старшим научным сотрудником. В институте открылись большие возможности, что очень важно для историка, проведения фольклорных экспедиций, работы в архивах Москвы, Петербурга, Кирова, Ижевска, Сарапула Глазова и перспективы публикаций. В 80-е годы работала также в Удмуртском государственном университете на кафедре удмуртской филологии.

Сфера научных интересов А. Н. Голубковой - история развития музыкального искусства региона с древних времен до настоящего времени. Впервые рассматриваются основные вехи древней культуры, культуры Средневековья. (См. работы "О музыкальном мышлении населения Прикамья в эпоху раннего железа: проявление древнего менталитета.// Менталитет: широкий и узкий план рассмотрения. Ижевск, 1995 г., "Музыкальная культура в истории Камского региона.// Вестник УдГУ №9 Ижевск, 1994.). Музыка с ее «звуковой природой» рассматривается здесь как часть синкретической культуры, погруженной в сложный исторический мир.

Серия работ посвящена исследованию исторических вопросов развития удмуртского народного инструментария. Автор рассматривает археологические находки, частично опираясь на данные палеоорганологии, изучает строй инструментов, их участие в культуре данного этноса, ареал их распространения. В соавторстве с археологом А.Ивановым автор публикует в Вестнике УдГУ в Ижевске в 1997 году работу «Древние варганы Прикамья», где обобщен значительный археологический материал и высказываются предположения относительно судьбы этого инструмента. А. Н. Голубкова исследует вопросы этнокультурных контактов, изучает инструменты коми, высказывает предположение, что чипчирган - уникальное явление среди инструментов народов мира. Инструмент, подобный чипчиргану, по данным научных источников, бытовал у удмуртов, у коми, у удэге и встречался у индейцев-арауканов в Южной Америке.

В ряде работ, связанных с удмуртским народным песенным искусством, впервые рассматриваются фольклорные традиции в профессиональном творчестве и сложившиеся локальные особенности хорового исполнения. (См: «Фольклорные традиции в творчестве композиторов Удмуртии.// Национальные проблемы на современном этапе. Ижевск, 1996); Народная музыка. Музыка // Удмурты: историко - этнографические очерки, Ижевск, 1993, С 276–284; 304–312.

Городская музыкальная культура в работах А. Н. Голубковой раскрыта в нескольких аспектах. В 18, 19 столетиях, в начале 20 века в городах распространились новые для региона виды музыкального искусства: христианская храмовая культура, школьные церковные предметы и музыкальная грамота, светское сценическое любительское и профессиональное исполнительство. Далеко не все исследовано, но можно отметить европейский характер некоторых школьных учреждений. Например, в 18I веке в Вятской духовной семинарии были известны оды и канты, пришедшие из Польши. Там происходили философские диспуты, пелись канты. В семинарии находилась уникальная библиотека на латинском и польском языках владыки Лаврентия Горки. (См. „Кант в истории музыкальной культуры 18–19 веков“.// Музыкальная культура Удмуртии. Ижевск, 2004).

Учебное пособие

Преподавание церковных предметов, как видно из учебных программ духовных училищ и семинарий, тоже носило европейский оттенок, включало священную историю, церковное пение по нотам, основы греческого и латинского языков, церковный устав. Богослужебное пение в школе и языческая обрядность в быту были различны. Постепенно различие перешло в очень сложное взаимодействие, особенно в области песенных форм, жанровой приоритетности, многоголосия. Но этот вопрос еще ждет своего решения. (См. „К вопросу о некоторых подходах к содержанию музыкально-регионального компонента в общекультурном контексте подготовки студентов“.// Инновационные процессы в сфере образования и проблемы качества подготовки специалистов. Ижевск, 2005).

В 19 и 20 веках в Вятской губернии укореняются традиции городских концертов и школьных торжественных музыкальных выступлений. Особенностью музыкального воспитания отличались гимназии Вятки, Ижевска, Глазова, Сарапула В 1913 году в Ижевской женской гимназии были поставлены сцены из оперы Глинки „Иван Сусанин“. ( См. „Формирование удмуртской Советской музыкальной культуры“ // Автореф. канд. искусствоведения, Москва, 1976, „Музыкальная культура Советской Удмуртии“, Ижевск, 1978, 156 с.; „Первые оперные спектакли в Ижевске“ // „Италмас“, Ижевск, 2007 г. №1;»Музыкальная культура Удмуртии" (соавтор Р.Чуракова ), Ижевск, 2004, 348 с.

Более десяти работ Голубковой посвящены формированию песенной эстетики удмуртской авторской песни. (См. «Содружество поэтов и композиторов // „На переломе эпох“, Ижевск, 2006, С. 293–300; Поэзия С.Широбокова в исполнительском искусстве Удмуртии //“Неумолкнувшая песнь соловья". О творчестве С.Широбокова. Сост. З. А. Богомоловой, Ижевск, 2005, С. 209–213; «К формированию песенной эстетики М.Петрова»// «Река судьбы». Жизнь и творчество М.Петрова.. Составление З. А. Богомоловой. Ижевск, 2001 г, С. 179–174.)

Отдельная тема научных интересов А. Н. Голубковой - дворянская провинциальная культура Вятской губернии и формирование творческого потенциала П. И. Чайковского. Архивные материалы и изыскания ученых (В. И. Пролеева) дают возможность расширить наши представления о данной теме и высказать новые позитивные данные. (См. «Великий Чайковский» (в соавторстве с Ю. Л. Толкачем и В. Я. Митрофановым) Ижевск, 2005; П. И. Чайковский и культура Вятской губернии. Предпосылки формирования творческой личности композитора в условиях провинциальной дворянской культуры русского севера".// Чайковский- сын Удмуртии, гений человечества. Ижевск, 2007).

Более тридцати работ посвящены раскрытию творческого потенциала деятелей музыкальной культуры Удмуртии: композиторов, дирижеров, солистов оперы, руководителей музыкальных коллективов. (См. «Творческий путь удмуртского композитора Германа Корепанова в контексте региональной культуры Удмуртии ХХ1 века» (Соавтор А.Корепанов), Ижевск, 2008, с 132.)