Финно-угорский мир Облака
На главную Карта сайта Написать e-mail ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ПРОГРАММЫ
«ФИННО-УГОРСКИЙ МИР» О проекте Вопросы-ответы Предложения
Ежегодник финно-угорских исследований
Финно-угорский мир
Электронные информационные ресурсы
Образовательный сайт «Электронный мир удмуртского языка»
Образовательные программы и ресурсы
Финно-угорский научно-образовательный центр гуманитарных технологий УдГУ
Лаборатория социальных и этнокультурных практик
Лаборатория лингвистического картографирования
Мастерская "Крезь"
Лаборатория по изучению мифопоэтических традиций в литературе и культуре
Образовательные ресурсы Центра
Венок удмуртской поэзии
Галерея художников Удмуртии
Финно-угорский эпос и мифология
Музыкальная культура Удмуртии
Г. Корепанов
А. Корепанов
Сочинения А. Корепанова
Статьи и материалы (А.Корепанов)
Фотографии (А. Корепанов)
Нотные издания (А. Корепанов)
Аудио записи (Александр Корепанов)
Страницы жизни и творчества композитора Александра Корепанова
Голубкова А.Н.
Седельникова В.Г.
Ученые финно-угроведы
Современные вопросы финно-угорского языкознания
Материалы семинаров и конференций
Современные женщины - поэты Удмуртии
Фотоальбомы
Удмуртский институт истории, языка и литературы
Энциклопедии УР
Страницы жизни и творчества композитора Александра Корепанова

А.Голубкова, В.Седельникова

Страницы жизни и творчества композитора Александра Корепанова

Имя композитора Александра Германовича Корепанова вошло в историю музыкальной культуры Удмуртии в конце 70-х годов. Среди произведений этого периода крупные сочинения для симфонического оркестра, опера «Мятеж» (1980), написанная в соавторстве с Германом Корепановым, балет «Соловей и роза» (1988), музыка которого приобрела широкую известность благодаря концертным исполнениям.

Значительную часть сочинений этого периода (да и последующего времени), представляют произведения для фортепиано. Это соната в трех частях, концертное аллегро, сюита для двух фортепиано, транскрипции из оперы «Мятеж» , а также педагогический репертуар для детей: циклы «Детям», «Альбом первоклассника», Семь легких пьес, «Фортепианная тетрадка».

Не остались без внимания жанры хоровой музыки. Композитором созданы «Университетская кантата» для солиста, хора и оркестра (слова Е.Лабынцевой), «На БАМе», для хора а капелла (слова В.Яковлева), сюита «Мир детства» для детского хора с фортепиано (слова Г.Ходырева), хоровой цикл «Разные мысли» в сопровождении фортепиано (стихи В.Владыкина). К числу произведений, написанных в жанрах камерной вокальной музыки, относятся песни, романсы, обработки народных песен. Интересны также произведения для духового оркестра и камерные ансамбли, например, «Маленькая сюита для домры и баяна», «Шесть удмуртских народных песен в обработке для скрипки и фортепиано», «Народные мелодии для брасс-квинтета» и др. сочинения.

В творчестве А. Г. Корепанова мы наблюдаем новые современные черты. Это связано с образным, жанровым, интонационным строем его музыки и «индивидуальным звучанием» его произведений. В рамках статьи мы лишь высказываем наши мысли и предположения, надеясь на дальнейшее глубокое осмысление всего творческого потенциала.

Несколько слов о художественном образе сочинений А. Г. Корепанова. Слушая его музыку, мы замечаем особый современный строй художественных образов, подчас их яркую эмоциональность, зримость и искренность. Образ раскрывается в многообразии состояний, ситуаций, (иногда словно в «быстром беге»), которые характеризуют современную жизнь. В то же время, ощущается близость конкретным театральным, иногда сказочным персонажам. Можно высказать предположение, что работа над сказочным балетом «Соловей и роза», а также детский мир приключенческой литературы, которой увлекался А. Г. Корепанов, повлияли и на выбор сюжета, и на последующее творчество для детей. В музыкальной «речи» следует отметить лаконизм высказывания, острую ритмическую составляющую и звуковые контрасты (пиано- форте).

Новое, современное понимание мы находим и в жанровых структурах. Можно говорить об интонационной полижанровости. Например, музыка балета «Соловей и роза» звучит в симфоническом исполнении, транскрипция вокальной мелодии Г. А. Корепанова звучит в сочинении «Мелодия для трубы с оркестром». Таких примеров очень много. Композиционная полижанровость тоже присутствует, особенно она характерна для камерных ансамблей, где крупное сочинение называется «Мелодия для кларнета», «Песенка для брасс-квинтета», «Музыка для трубы».

Творчество композитора, который работает в своем регионе, по мнению музыкальных деятелей, например, Г.Свиридова, зависит от исполнительских коллективов своей «малой родины», от «пристрастия» слушателей. В тоже время, в творческом процессе, по утверждению Б. О. Кормана, большую роль играет система воспитания автора, формирования его творческого сознания, творческой позиции.

А. Г. Корепанов родился в 1951 году в семье композитора Германа Корепанова. Глубокие корни связывают его с нашим городом: его прадед по материнской линии Капитон Леонтьевич Исаков был искусным оружейником. За отличную работу он был награжден специальным наградным кафтаном.

С детских лет Александр Германович был погружен в волшебный мир звуков. Одно из его самых ранних воспоминаний - утреннее пробуждение под чарующие звуки музыки отца. В детстве Саша совсем не собирался стать музыкантом. Как многие мальчишки, он любил играть в шахматы, кататься на велосипеде (даже хотел стать шофером), коллекционировал марки, монеты, значки. Много читал. Особенно сказки, приключения, фантастику. Это сочинения Вальтера Скотта, Фенимора Купера, Стивенсона, Джека Лондона и т.д. И все же музыкальное окружение дало о себе знать. За то, что Саша напевал какие-то мелодии, его прозвали Санькой-композитором.

В музыкальной школе А. Г. Корепанов не учился: из-за слабого здоровья врачи запретили дополнительные нагрузки. Частные уроки по фортепиано проходили дома. Но с нотной записью будущий композитор был знаком примерно с 12 лет: в то время вся семья переписывала оркестровые голоса Первой симфонии Г.Корепанова, в чем принимал активное участие и Александр Германович.

Учеба в Ижевском музыкальном училище была для Саши Корепанова серьезной школой. Два года он проучился на дирижерско-хоровом отделении, а далее отец перевел его на теоретическое отделение. В те годы Александр вместе с однокурсниками посещал камерные концерты, концерты фестиваля им. П. И. Чайковского, которые проходили в Большом зале Дворца культуры машиностроителей. Тогда же по совету отца начал писать рецензии на концерты. Работать приходилось ночью, а утром передавать готовую статью в редакцию газеты.

На старших курсах училища появились первые произведения А. Г. Корепанова, созданные под руководством отца. Это пьеса для скрипки и фортепиано, первая часть сонаты для фортепиано, обработка удмуртской народной песни и три миниатюры для фортепиано. Александр Германович считает, что процесс сочинения — это всегда нелегкий труд. Но в процессе работы автор ощущает два пика наслаждения: первый заключается в самом сочинении музыки, второй бывает на премьере. Со временем восторженные чувства автора угасают, более видимыми становятся недостатки, появляется чувство неудовлетворенности. Но произведение уже вынесено на суд публики, оно начинает жить самостоятельной жизнью. Автор, расставшись с ним, начинает искать новые идеи, создает новые произведения.

Учеба в Казанской консерватории (1971–1976) - расширила круг музыкального общения и сблизила с талантливыми педагогами. Его наставниками были: по классу композиции А. З. Монасыпов, А. Б. Луппов, по классу инструментовки Н. Г. Жиганов. Александр Германович посещал много спектаклей, слушал много классической музыки. Творчество Бетховена, Малера, Прокофьева было для Александра Германовича примером высокого искусства. Юношеские пристрастия близки ему и сейчас. Композитор любит слушать архивные записи, одно сочинение в записи разных исполнителей. Это «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, 32 сонаты Бетховена в исполнении Э.Гилельса, Г.Нейгауза, симфонические произведения в исполнении оркестра под управлением Е.Мравинского, Е.Светланова, К.Кондрашина, А.Тосканини.

Любимые произведения А. Г. Корепанова: 5 симфония Бетховена, 6 симфония Чайковского, 9симфония Д.Шостаковича, 7 симфония Прокофьева, оперы Моцарта, Верди, Римского-Корсакова. Без «звучания» музыки А. Г. Корепанов не представляет своей жизни.

С Казанской консерваторией, вероятно, связано формирование, осмысление и изучение национальных традиций. Казанская консерватория открыла свои аудитории для студентов всех народов Поволжья. Здесь поддерживалась мысль, высказанная Д.Шостаковичем о равенстве перед лицом истории «всех национальных музыкальных традиций, об опасности нивелирования под европейский стандарт, а также изоляции искусства того или иного народа и пренебрежения к нему».

Мы ценим, что народное искусство рассматривается в трудах педагогов (Виноградов, В.Яковлев, А.Луппов, Маклыгин, Дулат-Алиев, Бражник), изучается. Это сближает студентов, способствует в дальнейшем творческому обмену.

Каков взгляд Александра Германовича на народную песенную культуру? Прежде всего, это взгляд современного художника. А.Корепанов за свободное обращение с отдельными элементами фольклора.
Осмысливая эти явления, Р.Щедрин замечает: «Сейчас, мне кажется, мы уже подошли к той стадии, когда современная нотация, современные способы интонирования, инструментовки открывают перед композиторами возможность почти стенографически точно изложить не только, скажем, мелодический рисунок или ритмическое сопровождение, но и малейшие высотные изгибы подголосочных линий, и всю мелизматику, которой так насыщено народное музицирование».

В аннотации сочинений А. Г. Корепанова читаем: «использована удмуртская народная тема», «использованы 4 народные песни», «использованы удмуртские народные мелодии». Невольно вспоминаются слова Асафьева: «Из попевок образуются звенья, каждое звено может быть распето, стать широковетвистой мелодией. Словом, как и в живой речи, любое суждение способно вырасти в цепь фраз, стать рассуждением».

Мы предполагаем, что в творчестве А. Г. Корепанова существует особый интерес к подвижным элементам фольклора, которые свойственны хороводным, плясовым напевам. Однако, ритмическое разнообразие фольклорных истоков, их стилевые особенности, многообразие приемов включения фольклорных элементов в творчество еще не рассматривались музыковедами-аналитиками.

Неразрывные нити связи с творчеством отца, с его музыкальным мышлением, музыкальными интересами пронизывают деятельность А. Г. Корепанова. Некоторые произведения были ими написаны в соавторстве. Другие сочинения отца Александр Германович выводит на концертную эстраду в собственной редакции (так прошла премьера Концерта для скрипки с оркестром Германа Афанасьевича Корепанова).

Интересный творческий союз получился и при создании Государственного гимна Удмуртии. В 1952 году Г. А. Корепанов написал песню «Родная Кама-река» «Родной Кам шурмы») на стихи С.Широбокова. Она сразу широко зазвучала. У Германа Афанасьевича была мысль создать на ее основе фортепианный концерт, но сделать это он не успел. Когда в 1992 году был объявлен конкурс на создание Государственного гимна Удмуртии, Александр Германович сразу выбрал эту мелодию отца. Песня характеризует национальный удмуртский характер, его мягкость, доброжелательность, широту. К тому же, творчество Г. А. Корепанова своеобразный символ музыкальной культуры республики, его эмблема.

В соответствии с требованиями конкурса композитор сделал клавирный вариант и партитуру для симфонического и духового оркестра. 4 ноября 1993 года в день государственности Республики Гимн был утвержден в качестве государственного символа и впервые исполнен.
В 1994 году в Большом зале Московской консерватории Российским национальным симфоническим оркестром была осуществлена запись Государственного гимна Удмуртии, и с тех пор, он каждое утро звучит по радио. За создание гимна А. Г. Корепанов был удостоен Государственной премии УР.

С творчеством отца связаны работы Александра Германовича в области текстологии. Как считает Д. С. Лихачев «Текстология - начало и в известном смысле основа всего литературоведения». Текстология в музыке - издание нотных текстов с глубокими предисловиями. Предмет, границы, задачи текстологии применительно к музыковедению еще далеко не выявлены и ее иногда отождествляют с «источниковедением». Но задачи текстологии не только издавать тексты, но и изучать музыкально-исторический процесс в новом, более глубоком разрезе. Можно назвать в истории русской музыки работы В.Протопопова над творческим наследием Глинки, работы П.Ламма по редакции опер Мусоргского. В Удмуртии в этой редкой для музыковедения области работают успешно А. Г. Корепанов и Ю. Л. Толкач. Это связано с изданием партитуры Первой симфонии, оперы «Наталь», «Скрипичного концерта» и других сочинений.

А. Г. Корепанов - председатель Союза композиторов Удмуртии. Его усилия направлены не только на создание хорошей атмосферы для творческого общения композиторов, но и на популяризацию их сочинений, развитие активной концертной деятельности. С 1997 года А. Г. Корепанов заведует музыкальным отделением Удмуртского государственного университета. Его сочинения звучат в концертах, входят в программы учебных предметов.

Подробнее о некоторых сочинениях композитора, о его педагогической, организационной деятельности мы расскажем в нашей следующей статье.