Финно-угорский мир Облака
На главную Карта сайта Написать e-mail ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ПРОГРАММЫ
«ФИННО-УГОРСКИЙ МИР» О проекте Вопросы-ответы Предложения
Ежегодник финно-угорских исследований
Финно-угорский мир
Электронные информационные ресурсы
Образовательные программы и ресурсы
Финно-угорский научно-образовательный центр гуманитарных технологий УдГУ
Лаборатория социальных и этнокультурных практик
Лаборатория лингвистического картографирования
Мастерская "Крезь"
Лаборатория по изучению мифопоэтических традиций в литературе и культуре
Образовательные ресурсы Центра
Венок удмуртской поэзии
Галерея художников Удмуртии
С. Виноградов
М. Гарипов
А. Ложкин
В. Михайлов
В. Чувашев
C. Орлов
П. Ёлкин
Г. Кутлыбаев
К. Галиханов
В. Банников
Е. Банникова
Н. Постникова
А. Русских
Творческая мастерская этнических украшений «Ибыр-весь»
А. Ильин
Т. Михайлова
А. Рычков
Д. Никонов
А. Плотников
П. Семенов
Финно-угорский эпос и мифология
Музыкальная культура Удмуртии
Ученые финно-угроведы
Современные вопросы финно-угорского языкознания
Материалы семинаров и конференций
Современные женщины - поэты Удмуртии
Межкультурные программы
Фотоальбомы
Удмуртский институт истории, языка и литературы
Энциклопедии УР
М. Гарипов

М. ГариповГарипов Менсадык Гарипович (1946–1998) - Заслуженный художник РФ, Народный художник Удмуртии, Лауреат Государственной премии УР. Родился в д. Бальзюга Татышлинского района Башкирии. Окончил художественно-графический факультет УГПИ (1962 -1967), затем - Московский полиграфический институт (1971 -1976). Работал в области книжной и станковой графики. Оформил более двадцати книг в издательствах «Удмуртия» и «Детская литература» (Москва). Шестнадцать работ художника хранятся в собрании Третьяковской галереи. Участник многих отечественных и зарубежных выставок, в частности, в Болонье, Париже. Дважды ( в 1987 и 1989 гг.) его работы экспонировались на Всемирном биеналле (Братислава), куда отобраны были иллюстрации к детским книгам всего лишь семнадцати лучших художников нашей страны. В 80-е годы оформил «Сказки народов Поволжья и Урала», «Моя азбука», «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа».

Сюжеты, почерпнутые из повседневной жизни: крестьяне, работающие на мельнице, в поле; природа, спокойная и величавая; цветы, деревья - все в восприятии художника приобретает особый смысл. Эти простые мотивы заставляют задуматься, окунуться в мир мечты и фантазии. Глубиной мысли и самобытностью образов привлекают иллюстрации к книгам «Девочка и тыква» (1991), «Лесное чудо» (1988), выполненные гуашью.

В станковых графических листах он развивает свою любимую тему, связанную с древним удмуртским эпосом. Художник проявил тонкую наблюдательность и остроумие рассказчика, подмечающего массу деталей, бытовых мелочей. Фантазия сочетается с глубокой продуманностью композиций. Персонажей характеризует соединение активности и спокойствия. Подчеркнута неспешность движений, внешняя сдержанность, неторопливость, основательность.

В серии «Удмуртские народные сказки» (1989) воплощены представления о разумном, по-доброму устроенном мире, в котором побеждает трудолюбие, отвага. Создавая свои офорты, М. Г. Гарипов всегда отталкивается от конкретных жизненных наблюдений, фактов, сообщает определенный этико-философский поворот.

В последние годы художник обращается к живописи. Он и здесь последователен в своем тяготении к народным истокам, прежде всего к удмуртскому национальному орнаменту. Пейзажи, натюрморты, портреты отличаются повышенной цветностью, обобщенностью формы.