Финно-угорский мир Облака
На главную Карта сайта Написать e-mail ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ПРОГРАММЫ
«ФИННО-УГОРСКИЙ МИР» О проекте Вопросы-ответы Предложения
Ежегодник финно-угорских исследований
Финно-угорский мир
Электронные информационные ресурсы
Образовательные программы и ресурсы
Финно-угорский научно-образовательный центр гуманитарных технологий УдГУ
Лаборатория социальных и этнокультурных практик
Лаборатория лингвистического картографирования
Мастерская "Крезь"
Лаборатория по изучению мифопоэтических традиций в литературе и культуре
Образовательные ресурсы Центра
Венок удмуртской поэзии
Галерея художников Удмуртии
С. Виноградов
Я счастливый человек: К 75-летию С.Н. Виноградова
Профессору, народному художнику Удмуртии - 75 лет
М. Гарипов
А. Ложкин
В. Михайлов
В. Чувашев
C. Орлов
П. Ёлкин
Г. Кутлыбаев
К. Галиханов
В. Банников
Е. Банникова
Н. Постникова
А. Русских
Творческая мастерская этнических украшений «Ибыр-весь»
А. Ильин
Т. Михайлова
А. Рычков
Д. Никонов
А. Плотников
П. Семенов
С. Антипов
Финно-угорский эпос и мифология
Музыкальная культура Удмуртии
Ученые финно-угроведы
Современные вопросы финно-угорского языкознания
Материалы семинаров и конференций
Современные женщины - поэты Удмуртии
Межкультурные программы
Фотоальбомы
Удмуртский институт истории, языка и литературы
Энциклопедии УР
Профессору, народному художнику Удмуртии - 75 лет

Многие знают Удмуртию как родину П.Чайковского и автомата Калашникова, и лишь посвящённым она известна как уникальный регион, сохранивший свою древнюю аутентичную культуру. И конечно, эта удивительная среда породила немало наших выдающихся современников. Среди них художник, который вскоре отметит свой юбилей - Семён Николаевич Виноградов.

Он родился в деревне Шайтангурт Алнашского района 27 января 1936 года. В детстве наблюдал старинные обычаи и обряды, пришедшие из глубокой древности, слушал рассказы стариков. Всё это произвело большое впечатление на будущего художника, стало неиссякаемым источником вдохновения . Он одним из первых понял, какие бесценные сокровища национальной культуры сохранили порой неграмотные деревенские бабушки и дедушки. Обучение в Казанском училище, а затем в Московском художественном институте помогло Семёну Николаевичу найти образные средства для выражения того, что его переполняло. Каникулы будущий художник проводил в родной деревне. Время даром не терял: зарисовывал всё, что казалось интересным. А потом устраивал выставки для односельчан. И на его картинах они узнавали окрестности Шайтангурта, лица соседей, девушек, собирающихся на праздник. В качестве дипломной работы он представил картину «Праздник весны». Её сюжет связан с празднованием окончания весенней пахоты. «Гырон быдтон» — так называется этот праздник, имеющий языческие корни. Крестьяне совершали ритуальные обряды, готовили особую выпечку, надевали праздничную одежду. К написанию картины художник готовился долго. Писал этюды на природе — поле, деревья, женщин в праздничных нарядах, освещённых ярким весенним солнцем. Очень помогла жена, которая часами, надев платье из домотканины, стояла согнувшись в неудобной позе: художнику необходимо было точно зафиксировать движения женщин, расставляющих угощение на расстеленные на траве полотнища ткани. Потом из этих зарисовок была составлена композиция картины. Она получилась солнечной, по-настоящему праздничной. ПельмениОсобую нарядность ей придала сочная зелень травы и деревьев, яркие наряды женщин. Картина понравилась педагогам, была высоко оценена и экспонировалась на всесоюзной выставке дипломных работ. Такой успех объясняется новизной темы, искренней любовью и пониманием уникальности культуры своего народа. После окончания института С.Виноградов начал преподавать на художественно-графическом факультете педагогического института в Ижевске и работать в Удмуртском научно-исследовательском институте языка, истории, экономики . Учил студентов, писал картины и научные статьи, ездил в экспедиции. Это требовало много сил и времени. Но С.Виноградов работал с полной самоотдачей. Всё это дало свои плоды. Произведения молодого художника стали регулярно показываться на больших выставках — сначала региональных «Большая Волга», а затем и на всероссийских. Особо отметили критики картину «Отчий дом»: светлая, просторная изба украшенная домоткаными коврами, вышитыми полотенцами, цветами на окнах. За цветастой занавеской, разделяющей комнату, виден ткацкий станок и работающая за ним хозяйка. Всё полно спокойствия и умиротворённости. Этого художник добился гармонией светлых нежных тонов. Розовые, оранжевые, голубые — они словно сошли с ковров, вытканных деревенскими мастерицами. Эта картина показала, что в искусство пришёл художник со своей темой, своим пониманием задач творчества. В дальнейшем тема была продолжена в картинах «Пельнянь», «Табани». Обычные бытовые сюжеты, связанные с приготовлением пищи, стали для художника поводом для показа бытия своего народа, его жизненной философии и ценностей. Многие картины созданы на основе детских воспоминаний художника. Это и работа в поле в военные годы, и моление в куале. Сам художник начал работать с семи лет: время было военное, каждая пара рук, способная хоть что-то делать, была нужна. Мальчик дёргал лён, помогал его бить, стелить. Стал постарше — боронил, возил снопы. Мозоли на руках и премию за работу — полотняную рубашку, помнит до сих пор. Времена были голодные, недоедали все. Видимо поэтому пределом мечтаний деревенского мальчишки была покупка бочки мёда. Так представлял он себе счастливую жизнь. Но с течением времени появилась и другая мечта — стать художником. К счастью, она исполнилась. Остаётся только гадать, что стало причиной столь странной фантазии деревенского мальчика, его несомненной одарённости, а главное, степени упорства, с которым он шёл к своей цели. Он выдержал все испытания, встававшие на пути. Сейчас С.Виноградов — профессор, народный художник Удмуртии, продолжает творчески работать и передавать своё мастерство студентам. За плечами насыщенная творческими поисками и удачами жизнь: десятки созданных им произведений хранятся в Музее изобразительных искусств УР, разошлись по миру, ждут своего часа в мастерской.

Среди этих работ картины, посвящённые историческим событиям, портреты современников и известных в прошлом людей. Это и образ удмуртской поэтессы, врача по профессии, Ашальчи Оки, и пламенного защитника крестьян на Мултанском процессе, известного русского писателя В. Г. Короленко, и А. Н. Радищева, проезжавшего в ссылку по Сибирскому тракту. Воспел Виноградов и красоту родной земли в проникновенных поэтических пейзажах. А ещё был в его жизни удивительный случай. Несколько лет назад на волне перестроечных событий занесло в Ижевск людей аж из самой Франции. Интересовались эти люди искусством и потому оказались в мастерской Семёна Николаевича. Смотрели, удивлялись и восхищались. А потом приобрели целую кипу его эскизов, этюдов, набросков. Для чего? Оказалось, что в центре мирового искусства уже разучились работать в реалистической манере. И нужны эти штудии в качестве учебного материала для художественной школы. Вот так профессор из Удмуртии французам «нос утёр». Похоже на легенду, но это чистая правда.

В.О. Гартиг - искусствовед, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств УР, Ижевск.